Официальный сайт Окружной общественной организации "Федерация баскетбола Ханты-Мансийского автономного округа-Югры"Окружная общественная организация "Федерация баскетбола Ханты-Мансийского автономного округа-Югры"Адрес: Россия, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г.Мегион, ул.Советская 10 Телефон: (34643)2-45-50 E-mail: sportscool-1@mail.ru |
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА№1» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «отделения БАСКЕТБОЛ» Мегион, 2010год СОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………….1
Введение Баскетбол – одна из интереснейших спортивных игр. Родиной баскетбола является Америка. В 1891 году эту игру изобрел преподаватель физического воспитания спрингфилдской тренировочной школы в штате Массачусетс Джеймс Нейсмит. С 1936 года баскетбол включен в программу олимпийских игр. Сборная мужская команда нашей страны стала олимпийским чемпионом в 1972г., а женская сборная дважды – в 1976 и 1980 гг. завоевывала олимпийские медали. Интерес к баскетболу с каждым годом растет, поэтому по массовости и популярности он опережает многие виды спорта. У баскетбола есть ещё одно ценное качество – он универсален. Так, систематические занятия баскетболом оказывают на организм школьников всестороннее развитие, повышают общий уровень двигательной активности, совершенствуют функциональную деятельность организма, обеспечивая правильное физическое развитие. урок баскетбола в школе рассматривается нами как средство не только физической подготовки, освоения технической и тактической стороной игры, но и повышения умственной работоспособности, снятия утомления учащихся, возникающего в ходе занятий по общеобразовательным дисциплинам. Баскетбол формирует такие положительные навыки и черты характера, как умение подчинять личные интересы коллектива, класса, команды, взаимопомощь, чувство долга. Общеобразовательная школа должна, начиная с первого класса, воспитывать физически крепкое молодое поколение с гармоничным развитием физических и духовных сил. Польза от занятий баскетболом огромна – вовлечение учащихся в регулярные занятия баскетболом должно всемерно поощряться, это не погоня за медалями и рекордами, - это здоровье миллионов, это готовность к труду, это подготовка к военной службе. Цель программы заключается в гармоничном физическом и духовно-нравственном развитии личности учащихся, воспитании из них достойных представителей своего народа и патриотов своей Родины, граждан своего государства, сознающих ценность явлений жизни и человека. Важнейшее требование к занятиям - дифференцированный подход к занимающимся, учитывая их состояние здоровья, физическое развитие, двигательную подготовленность, а также знание навыков для самостоятельных занятий. В данной программе предполагается использовать современные методики, основанные на постоянном изучении всех элементов баскетбола и тактики, с последующим совершенствованием игры в целом. «В баскетбол играть легко, но трудно играть хорошо». Джеймс Нейсмит ПЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Физическая культура и спорт – обширное педагогическое пространство. На уникальные возможности спортивных занятий в воспитании цельной, разносторонней личности обращали внимание еще великие греки – философы Сократ, Платон, Аристотель и другие. В генетической программе каждого человека изначально заложен огромный запас прочности, однако известно, что сейчас здоровье российского населения, прежде всего молодежи, оставляет желать лучшего. Это связано с наличием постоянно углубляющегося противоречия между возросшими адаптивно-соматическими, психологическими и генетическими возможностями современного человека с одной стороны и резким уменьшением его двигательной активности как регулятора состояний и функций организма – с другой. Тем более возрастает значение физкультурных занятий в школе как важнейшей части всей программы оздоровления населения, укрепления здоровья, создания в детстве и юности надежной основы будущей долголетней и здоровой жизни. Главным фактором школьной спортивной жизни мы считаем внеклассную работу. Спортивную подготовку в системе дополнительного образования детей мы рассматриваем в качестве специализированного процесса использования физических упражнений с целью развития и совершенствования свойств и способностей, обуславливающих формирование двигательных навыков и физических качеств школьников. Кроме того, актуальность физкультурно-спортивного направления деятельности обуславливается тем, что в детском возрасте двигательные навыки развиваются наиболее интенсивно, так как в этот период происходит формирование всего биодвигательного аппарата и физических качеств. Слабое, негармоничное развитие мышечной системы значительно задерживает развитие двигательных способностей ребенка. Как известно, игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека. Она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребность в общении, получении информации, дает приятную физическую нагрузку. Кроме того, игра оказывает благотворное влияние на формирование творческой души, развитие физической силы и способностей. В игре растущий человек познает окружающий мир, жизнь, ищет себя. Спортивные игры направлены на всестороннее физическое развитие и способствуют совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств. Это и стало основной целью созданной нами программы дополнительного образования детей «Баскетбол». Основными задачами программы «Баскетбол» являются:
Важнейшими дидактическими принципами обучения являются сознательность и активность, наглядность, доступность, индивидуализация, систематичность, последовательность, прочность. Основная задача педагога дополнительного образования состоит в умении правильно сочетать принципы обучения на занятиях по баскетболу в зависимости от возраста учащихся, их индивидуальных способностей усваивать учебный материал и черт характера. Ведущими методами обучения, рекомендуемыми данной программой являются:
В основу методики физической подготовки по программе «Баскетбол» положена концепция тренировки, как научно обоснованная теория управления повышением физического потенциала школьников. Высокий уровень развития двигательных качеств и способностей, общей и физической работоспособности могут быть приобретены воспитанниками путем тренировки, путем реализации целенаправленного процесса адаптации их к двигательной деятельности необходимого объема и достаточной интенсивности. Программа «Баскетбол» является долгосрочной, рассчитанной на 4 года. Для обучения набираются все желающие в возрасте от 12 до 17 лет не имеющие медицинских противопоказаний для занятий спортивными играми. Реализация программы проходит в 4 этапа, соответствующих году обучения. Наиболее распространенными формами работы с детьми при реализации данной программы являются тренировки, обучающие игры, двусторонние игры, товарищеские встречи, соревнования различных уровней. Показателями результативности программы являются:
Основными факторами, обуславливающими эффективность физической деятельности учащихся по итогам реализации программы «Баскетбол», являются:
Для проведения контрольных испытаний выделяются специальные учебные часы. На основании результатов контрольных испытаний рекомендуется вносить оперативные коррективы в учебный процесс, а также решать вопрос об уровне подготовленности занимающихся. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Основными задачами реализации программы являются:
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ В течение девяти учебных лет путем многократных тренировочных занятий достичь и выработать у баскетболистов наиболее правильного выполнения основных технико-тактических приемов и действий, дающих возможности участвовать на крупных соревнованиях по баскетболу . Настоящая программа включает в себя материал, освоение которого дает возможность детям добиваться хороших результатов не только в баскетболе, но и в духовно-нравственном развитии формирований здорового образа жизни, а также повышения уровня общей физической подготовки в целом. Продолжительность подготовки детей для участия в соревнованиях на начальном этапе занятий баскетболом должна быть не менее одного учебного года. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА В УЧЕБНЫХ ЧАСАХ Распределение программного материала в учебных часах проводится на усмотрение тренера - преподавателя, с учетом:
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ К концу первого года дети должны: Знать – технику безопасности при занятиях спортивными играми; - историю Российского баскетбола; - лучших игроков края и России; - знать простейшие правила игры. Уметь - выполнять перемещения в стойке; - остановку в два шага и прыжком; - выполнять ловлю и передачу мяча с места, в шаге, со сменой места после передачи; - бросать мяч в корзину двумя руками от груди с места; - владеть техникой ведения мяча по прямой, с изменением скорости. К концу второго года обучения: Знать - правила личной гигиены; - следить за выступлением краевых команд в Российском чемпионате; - знать азбуку баскетбола (основные технические приемы). Уметь - передвигаться в защитной стойке; - выполнять остановку прыжком после ускорения и остановку в шаге; - ловить и передавать мяч двумя и одной рукой в движении без сопротивления; - выполнять ведение мяча с изменением направления в различных стойках; - владеть техникой броска одной и двумя руками с места и в движении; - играть по упрощенным правилам мини-баскетбола. К концу третьего года обучения: Знать - профилактику травматизма на занятиях; - основные этапы Олимпийского движения; - правила проведения соревнований. Уметь - выполнять броски мяча в корзину одной и двумя руками в прыжке; - владеть технико-тактическими действиями при вбрасывании мяча в игру; - вырывать и выбивать мяч; - играть в баскетбол по правилам. К концу четвертого года обучения: Знать - оказание первой доврачебной помощи; - официальные правила ФИБА. Уметь - выполнять челночный бег с ведением мяча; - ловить и передавать мяч при передвижении в двойках и тройках; - владеть технико-тактическими действиями в защите и нападении; - выполнять бросок в прыжке после ведения и ловли мяча в движении; - выполнять судейство; - играть в баскетбол по правилам. К концу пятого года обучения: Знать - значение занятий физической культурой в профилактике вредных привычек. - жесты судей, заполнение технического и игрового протокола. Уметь - выполнять технико - тактические действия в нападении (быстрое нападение) и защите (перехват мяча; борьба за отскок); - вести мяч без зрительного контроля; - применение персональной защиты; - играть в баскетбол в условиях, приближенным к соревнованиям; участие в квалификационных соревнованиях. К концу шестого, седьмого, восьмого и девятого года обучения: Знать - основные положения закона Российской Федерации в области физической культуры; - правила организации и судейства квалификационных соревнований по баскетболу. Уметь - выполнять технические приемы и командно-технические действия в нападении и защите; - атаковать кольцо в прыжке с дальней и средней дистанции с определенных точек площадки; с сопротивлением защитника; - применять позиционное нападение и зонную защиту; - играть в баскетбол в условиях соревновательной деятельности. Примерное тематическое планирование для групп начальной подготовки первого года обучения (3-4 класс) Разделы
Примерное тематическое планирование для второго года обучения (5 класс) Разделы
Примерное тематическое планирование для третьего года обучения (6 класс) Разделы
Примерное тематическое планирование для групп УТГ 1- года обучения (7 класс) Разделы
Примерное тематическое планирование для второго и третьего года обучения (7- 8 класс) Разделы
Примерное тематическое планирование Для четвертого и пятого года обучения (10-11кл.) Раздел
Нормативные требования по ОФП
Нормативные требования по СФП
|