МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА№1»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«отделения БАСКЕТБОЛ»
Мегион, 2010год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………….1
- Пояснительная записка …………………………2
- Основные задачи реализации программы…….6
- Условия реализации программы……………….7
- Требования к знаниям и умениям……………...8
- Примерное тематическое планирование……….9-17
- Нормативные требования ОФП………………..15
- Нормативные требования СФП………………..16
- Методические рекомендации…………………..18
- Применение схем в тактике……………….........22
- Подвижные игры для групп начальной подготовки..24- 27
- Программный материал для 9 лет обучения…………………27
- Учебный план- график распределения программного материала для всех годов обучения……………………………..41-42
- Список используемой литературы для подготовки программы…….43
Введение
Баскетбол – одна из интереснейших спортивных игр. Родиной баскетбола является Америка. В 1891 году эту игру изобрел преподаватель физического воспитания спрингфилдской тренировочной школы в штате Массачусетс Джеймс Нейсмит.
С 1936 года баскетбол включен в программу олимпийских игр. Сборная мужская команда нашей страны стала олимпийским чемпионом в 1972г., а женская сборная дважды – в 1976 и 1980 гг. завоевывала олимпийские медали.
Интерес к баскетболу с каждым годом растет, поэтому по массовости и популярности он опережает многие виды спорта. У баскетбола есть ещё одно ценное качество – он универсален. Так, систематические занятия баскетболом оказывают на организм школьников всестороннее развитие, повышают общий уровень двигательной активности, совершенствуют функциональную деятельность организма, обеспечивая правильное физическое развитие. урок баскетбола в школе рассматривается нами как средство не только физической подготовки, освоения технической и тактической стороной игры, но и повышения умственной работоспособности, снятия утомления учащихся, возникающего в ходе занятий по общеобразовательным дисциплинам.
Баскетбол формирует такие положительные навыки и черты характера, как умение подчинять личные интересы коллектива, класса, команды, взаимопомощь, чувство долга.
Общеобразовательная школа должна, начиная с первого класса, воспитывать физически крепкое молодое поколение с гармоничным развитием физических и духовных сил.
Польза от занятий баскетболом огромна – вовлечение учащихся в регулярные занятия баскетболом должно всемерно поощряться, это не погоня за медалями и рекордами, - это здоровье миллионов, это готовность к труду, это подготовка к военной службе.
Цель программы заключается в гармоничном физическом и духовно-нравственном развитии личности учащихся, воспитании из них достойных представителей своего народа и патриотов своей Родины, граждан своего государства, сознающих ценность явлений жизни и человека.
Важнейшее требование к занятиям - дифференцированный подход к занимающимся, учитывая их состояние здоровья, физическое развитие, двигательную подготовленность, а также знание навыков для самостоятельных занятий.
В данной программе предполагается использовать современные методики, основанные на постоянном изучении всех элементов баскетбола и тактики, с последующим совершенствованием игры в целом.
«В баскетбол играть легко, но трудно играть хорошо».
Джеймс Нейсмит
ПЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Физическая культура и спорт – обширное педагогическое пространство. На уникальные возможности спортивных занятий в воспитании цельной, разносторонней личности обращали внимание еще великие греки – философы Сократ, Платон, Аристотель и другие. В генетической программе каждого человека изначально заложен огромный запас прочности, однако известно, что сейчас здоровье российского населения, прежде всего молодежи, оставляет желать лучшего. Это связано с наличием постоянно углубляющегося противоречия между возросшими адаптивно-соматическими, психологическими и генетическими возможностями современного человека с одной стороны и резким уменьшением его двигательной активности как регулятора состояний и функций организма – с другой. Тем более возрастает значение физкультурных занятий в школе как важнейшей части всей программы оздоровления населения, укрепления здоровья, создания в детстве и юности надежной основы будущей долголетней и здоровой жизни. Главным фактором школьной спортивной жизни мы считаем внеклассную работу.
Спортивную подготовку в системе дополнительного образования детей мы рассматриваем в качестве специализированного процесса использования физических упражнений с целью развития и совершенствования свойств и способностей, обуславливающих формирование двигательных навыков и физических качеств школьников. Кроме того, актуальность физкультурно-спортивного направления деятельности обуславливается тем, что в детском возрасте двигательные навыки развиваются наиболее интенсивно, так как в этот период происходит формирование всего биодвигательного аппарата и физических качеств. Слабое, негармоничное развитие мышечной системы значительно задерживает развитие двигательных способностей ребенка.
Как известно, игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека. Она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребность в общении, получении информации, дает приятную физическую нагрузку. Кроме того, игра оказывает благотворное влияние на формирование творческой души, развитие физической силы и способностей. В игре растущий человек познает окружающий мир, жизнь, ищет себя. Спортивные игры направлены на всестороннее физическое развитие и способствуют совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств. Это и стало основной целью созданной нами программы дополнительного образования детей «Баскетбол».
Основными задачами программы «Баскетбол» являются:
- укрепление здоровья школьников;
- содействие правильному физическому развитию детского организма;
- приобретение учащимися необходимых теоретических знаний;
- овладение юными баскетболистами основными приемами техники и тактики игры;
- воспитание у ребят воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, навыков культурного поведения, чувства дружбы;
- привитие учащимся организаторских навыков.
Важнейшими дидактическими принципами обучения являются сознательность и активность, наглядность, доступность, индивидуализация, систематичность, последовательность, прочность. Основная задача педагога дополнительного образования состоит в умении правильно сочетать принципы обучения на занятиях по баскетболу в зависимости от возраста учащихся, их индивидуальных способностей усваивать учебный материал и черт характера.
Ведущими методами обучения, рекомендуемыми данной программой являются:
- словесные методы, создающие у учащихся предварительное представление об изучаемом движении. Для этой цели рекомендуется использовать: объяснение, рассказ, замечания; команды, распоряжения, указания, подсчет и т.д.
- наглядные методы – применяются главным образом в виде показа упражнений, учебных наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учащихся конкретные представления об изучаемых действиях;
- практические методы: метод упражнений, игровой метод, соревновательный. Главным является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение движений. Разучивание упражнений осуществляется двумя способами: - в целом; - по частям. Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.
В основу методики физической подготовки по программе «Баскетбол» положена концепция тренировки, как научно обоснованная теория управления повышением физического потенциала школьников. Высокий уровень развития двигательных качеств и способностей, общей и физической работоспособности могут быть приобретены воспитанниками путем тренировки, путем реализации целенаправленного процесса адаптации их к двигательной деятельности необходимого объема и достаточной интенсивности.
Программа «Баскетбол» является долгосрочной, рассчитанной на 4 года. Для обучения набираются все желающие в возрасте от 12 до 17 лет не имеющие медицинских противопоказаний для занятий спортивными играми. Реализация программы проходит в 4 этапа, соответствующих году обучения.
Наиболее распространенными формами работы с детьми при реализации данной программы являются тренировки, обучающие игры, двусторонние игры, товарищеские встречи, соревнования различных уровней.
Показателями результативности программы являются:
- Повышение роли атлетической подготовки. Ее направленность определяется морфофункциональными и психологическими особенностями школьников, используется в зависимости от этапа подготовки в развивающем, поддерживающем и компенсирующем режимах.
- Повышение эффективности средств технико-тактической подготовки;
- Приобретение опыта борьбы с другими командами;
- Специализированность всех средств подготовки воспитанников.
Основными факторами, обуславливающими эффективность физической деятельности учащихся по итогам реализации программы «Баскетбол», являются:
- Социальные черты личности, мотивация к физической активности;
- Технико-тактическая подготовленность;
- Общая и специальная физическая подготовленность;
- Психологическая подготовленность;
- Показатели психических процессов;
- Особенности темперамента, эмоционально-волевой сферы, типологические свойства нервной системы;
- Благоприятное функциональное состояние на базе хорошего здоровья;
- Антропометрические показания;
- Возраст и стаж физических занятий;
- Успешность игровой деятельности.
Для проведения контрольных испытаний выделяются специальные учебные часы. На основании результатов контрольных испытаний рекомендуется вносить оперативные коррективы в учебный процесс, а также решать вопрос об уровне подготовленности занимающихся.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Основными задачами реализации программы являются:
- .Развитие мотивации личности к познанию и самосовершенствованию.
- Формирование потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом.
- Укрепление здоровья, повышение работоспособности.
- Профилактика асоциального поведения.
- Коррекция психофизического развития.
- Организация условий для полезного проведения свободного времени.
- Воспитание силы воли, мужества, стойкости, патриотизма.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В течение девяти учебных лет путем многократных тренировочных занятий достичь и выработать у баскетболистов наиболее правильного выполнения основных технико-тактических приемов и действий, дающих возможности участвовать на крупных соревнованиях по баскетболу .
Настоящая программа включает в себя материал, освоение которого дает возможность детям добиваться хороших результатов не только в баскетболе, но и в духовно-нравственном развитии формирований здорового образа жизни, а также повышения уровня общей физической подготовки в целом.
Продолжительность подготовки детей для участия в соревнованиях на начальном этапе занятий баскетболом должна быть не менее одного учебного года.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
В УЧЕБНЫХ ЧАСАХ
Распределение программного материала в учебных часах проводится на усмотрение тренера - преподавателя, с учетом:
- Количества занятий в неделю
- Количества часов отведенных на одно занятие.
- Наличие материальной базы и размеров спортивного зала, спортивной площадки.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ
К концу первого года дети должны:
Знать
– технику безопасности при занятиях спортивными играми;
- историю Российского баскетбола;
- лучших игроков края и России;
- знать простейшие правила игры.
Уметь
- выполнять перемещения в стойке;
- остановку в два шага и прыжком;
- выполнять ловлю и передачу мяча с места, в шаге, со сменой места после передачи;
- бросать мяч в корзину двумя руками от груди с места;
- владеть техникой ведения мяча по прямой, с изменением скорости.
К концу второго года обучения:
Знать
- правила личной гигиены;
- следить за выступлением краевых команд в Российском чемпионате;
- знать азбуку баскетбола (основные технические приемы).
Уметь
- передвигаться в защитной стойке;
- выполнять остановку прыжком после ускорения и остановку в шаге;
- ловить и передавать мяч двумя и одной рукой в движении без сопротивления;
- выполнять ведение мяча с изменением направления в различных стойках;
- владеть техникой броска одной и двумя руками с места и в движении;
- играть по упрощенным правилам мини-баскетбола.
К концу третьего года обучения:
Знать
- профилактику травматизма на занятиях;
- основные этапы Олимпийского движения;
- правила проведения соревнований.
Уметь
- выполнять броски мяча в корзину одной и двумя руками в прыжке;
- владеть технико-тактическими действиями при вбрасывании мяча в игру;
- вырывать и выбивать мяч;
- играть в баскетбол по правилам.
К концу четвертого года обучения:
Знать
- оказание первой доврачебной помощи;
- официальные правила ФИБА.
Уметь
- выполнять челночный бег с ведением мяча;
- ловить и передавать мяч при передвижении в двойках и тройках;
- владеть технико-тактическими действиями в защите и нападении;
- выполнять бросок в прыжке после ведения и ловли мяча в движении;
- выполнять судейство;
- играть в баскетбол по правилам.
К концу пятого года обучения:
Знать
- значение занятий физической культурой в профилактике вредных привычек.
- жесты судей, заполнение технического и игрового протокола.
Уметь
- выполнять технико - тактические действия в нападении (быстрое нападение) и защите (перехват мяча; борьба за отскок);
- вести мяч без зрительного контроля;
- применение персональной защиты;
- играть в баскетбол в условиях, приближенным к соревнованиям; участие в квалификационных соревнованиях.
К концу шестого, седьмого, восьмого и девятого года обучения:
Знать
- основные положения закона Российской Федерации в области физической культуры;
- правила организации и судейства квалификационных соревнований по баскетболу.
Уметь
- выполнять технические приемы и командно-технические действия в нападении и защите;
- атаковать кольцо в прыжке с дальней и средней дистанции с определенных точек площадки; с сопротивлением защитника;
- применять позиционное нападение и зонную защиту;
- играть в баскетбол в условиях соревновательной деятельности.
Примерное тематическое планирование
для групп начальной подготовки первого года обучения (3-4 класс)
Разделы
| Группы и приемы | Способы и разновидности |
Упражнения без мяча | Основная стойка, передвижения приставными шагами; остановка двумя шагами и прыжком | С изменением направления; с чередованием скорости передвижений |
Упражнения с мячом | Ловля и передача мяча двумя руками от груди в парах и тройках | Стоя на месте, при передвижении приставным шагом левым правым боком |
Ведение мяча на месте, в движении | По прямой, по кругу, «змейкой» | |
Броски мяча в корзину двумя руками от груди; Бросок мяча в баскетбольный щит одной (двумя) руками от груди после ведения | С места; снизу (выполнение штрафного броска) | |
Упражнения специальной физической и технической подготовки | ||
Игра по упрощенным правилам | ||
Подвижные игры | «Воробьи и вороны», «Пятнашки», «Мяч соседу», «Передача мячей в колоннах», «Мяч на полу», «Круговая охота», «Ловля парами», «Борьба за мяч», «Защита стойки», «Салки спиной к щиту» | |
Эстафеты с мячом | Рекомендуется варьировать условия проведения, число участников, инвентарь, время проведения и др. |
Примерное тематическое планирование
для второго года обучения (5 класс)
Разделы
| Группы и приемы | Способы и разновидности |
Упражнения без мяча | Прыжок вверх толчком одной с приземлением на другую; передвижения в основной стойке; остановка прыжком после ускорения; в шаге | С изменением направления; с чередованием скорости передвижений |
Упражнения с мячом | Ловля мяча после отскока от пола; Ловля и передача мяча с шагом | На месте и в движении |
Ведение мяча на месте и в движении, с изменением направления | С изменение скорости передвижения; с отскоком мяча на разную высоту | |
Бросок мяча двумя руками снизу и от груди после ведения - обучение | Бросок одной рукой с места - повторение | |
Упражнения специальной физической и технической подготовки | ||
Игра в баскетбол по упрощенным правилам | ||
Подвижные игры | «Салки», «Мяч капитану», «Всадники», «Ловец и перехватчик», «Салки в тройках», «Не давай мяч водящему», «Мяч своему» | |
Эстафеты с мячом | Упражнения с мячом и без мяча, постепенно усложняющихся к игровым формам и др. |
Примерное тематическое планирование
для третьего года обучения (6 класс)
Разделы
| Группы и приемы | Способы и разновидности |
Упражнения без мяча | Повороты вперед и назад; на месте | Правило поворота на опорной ноге |
Упражнения с мячом | Ловля катящегося мяча; Передача одной рукой от плеча после ведения | На месте и в движении |
Ведение мяча с изменением направления | С меняющейся высотой отскока | |
Бросок мяча в прыжке одной рукой с места | Штрафной бросок | |
Технико-тактические действия (индивидуальные и командные) | Передвижения защитника при индивидуальных защитных действиях; вырывание и выбивание мяча; перехват мяча; борьба за мяч, не попавший в корзину; взаимодействие в нападении; взаимодействие при вбрасывании мяча судьей и с лицевой линии | Защитные действия при опеки игрока с мячом и без мяча.
Быстрое нападение.
С игроком команды и соперником. |
Упражнения специальной физической и технической подготовки | ||
Игра в баскетбол по правилам |
Примерное тематическое планирование
для групп УТГ 1- года обучения (7 класс)
Разделы
| Группы и приемы | Способы и разновидности |
Упражнения с мячом | Ведение мяча с обводкой пассивного и активного защитника | От одной линии штрафного броска до другой (14,4м) – 4 раза (челночный бег) |
Ловля катящегося мяча; ловля в 2-х и 3-х;
| Двумя и одной рукой;
| |
Передача мяча одной рукой снизу на месте; Передачи на месте, при встречном движении и с отскоком от пола | По высокой траектории с расстояния 12 -16м с места и в движении | |
Бросок от головы; бросок снизу двумя руками | В прыжке, после ведения и ловли мяча в движении | |
Технико-тактические действия. Отработка тактических игровых комбинаций | Быстрое нападение; Нападение быстрым прорывом; |
Одним, двумя или тремя игроками |
Индивидуальные защитные действия – перехват мяча, борьба за мяч, не попавший в корзину | Пассивное и активное сопротивление | |
Упражнения специальной физической и технической подготовки | ||
Игра в баскетбол по правилам |
Примерное тематическое планирование
для второго и третьего года обучения (7- 8 класс)
Разделы
| Группы и приемы | Способы и разновидности |
Упражнения с мячом | Ведение мяча без зрительного контроля | С изменением направления; После ловли в движении |
Ловля мяча с полуотскока; Ловля высоко летящего мяча | Двумя и одной рукой
| |
Передачи мяча в движении | После ведения | |
Передача мяча двумя руками от груди в 3-х, в движении по восьмерке с броском по кольцу |
| |
Передача мяча одной рукой снизу в движении после отскока | В прыжке в любом направлении
| |
Бросок в прыжке с дальней и средней дистанции; | С удобных и произвольных точек площадки | |
Бросок одной и двумя руками в прыжке | (юноши) | |
Бросок одной рукой с замахом |
| |
Командные и индивидуальные технико-тактические действия | Персональная защита |
|
Быстрое нападение; Перехват мяча; борьба за мяч, не попавший в корзину | Пассивное и активное сопротивление | |
Совершенствование индивидуальной техники в ранее изученных упражнениях | ||
Упражнения специальной физической и технической подготовки | ||
Игра в баскетбол в условиях, приближенных к соревнованиям |
Примерное тематическое планирование
Для четвертого и пятого года обучения (10-11кл.)
Раздел
| Группы и приемы | Способы и разновидности |
Совершенствование технических приемов | Ведение мяча | совершенствование |
Ловля высоко летящих мячей в прыжке Ловля мяча переданного сзади, при беге по прямой | и после отскока от щита | |
Передачи мяча в движении | после ведения | |
Передача мяча одной рукой переводом |
| |
Передачи мяча от головы |
| |
Бросок в прыжке с дальней и средней дистанции;
| С определенных точек площадки | |
Бросок двумя рукам над головой в прыжке с неизвестного заранее места | С преодолением сопротивления двух противников | |
Бросок над головой сбоку (крюком) с места | В движении, прыжке, после ловли мяча | |
Командные и индивидуальные тактические действия | Взаимодействие игроков в нападении и защите; Добивание мяча; Борьба двух защитников с двумя нападающими за отскочивший мяч после неудачного броска |
Расстояние броска меняется
|
Позиционное нападение |
| |
Зонная защита | 2-3, 3-2, 2-1-2 | |
Смешанная защита |
| |
Совершенствование индивидуальной техники в ранее изученных упражнениях | ||
Упражнения специальной физической и технической подготовки | ||
Игра в баскетбол в условиях соревновательной деятельности |
Нормативные требования по ОФП
Контрольные упражнения |
пол | Показатели | |||||
9 лет | 12 лет | ||||||
5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 | ||
Бег 60 м (с) | м | 10,1 | 10,6 | 11,1 | 9,8 | 10,3 | 10,8 |
ж | 10,5 | 11,0 | 11,5 | 10,0 | 10,5 | 11,0 | |
Челночный бег 4х10 м (с) | м | 11,5 | 12,0 | 12,5 | 10,9 | 11,4 | 11,9 |
ж | 11,7 | 12,2 | 12,7 | 11,2 | 11,7 | 12,2 | |
Прыжок в длину с места (см) | м | 170 | 160 | 150 | 175 | 165 | 155 |
ж | 160 | 150 | 145 | 166 | 158 | 150 |
Контрольные упражнения |
пол | Показатели | |||||
9 лет | 12 лет | ||||||
5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 | ||
Бег 60 м (с) | м | 8,9 | 9,4 | 10,1 | 8,6 | 9,3 | 10,0 |
ж | 10,0 | 10,4 | 10,8 | 9,7 | 10,1 | 10,5 | |
Челночный бег 6х10 м (с) | м | 16,7 | 17,7 | 18,7 | 16,2 | 17,2 | 18,2 |
ж | 17,8 | 19,0 | 20,2 | 17,7 | 18,9 | 20,1 | |
Прыжок в длину с места (см) | м | 195 | 185 | 170 | 205 | 190 | 175 |
ж | 170 | 160 | 150 | 175 | 165 | 155 |
Контрольные упражнения | пол | Показатели | ||||||||
15 лет | 16 лет | 17- 18 лет | ||||||||
5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 | ||
Бег 100 м (с) | м | 14,0 | 14,5 | 15,1 | 13,8 | 14,4 | 15,0 | 13,1 | 13,7 | 14,3 |
ж | 17,2 | 17,9 | 18,6 | 16,2 | 16,9 | 17,6 | 15,8 | 17,5 | 18,2 | |
Челночный бег 10х10 м/с | м | 27,2 | 29,0 | 31,0 | 24,5 | 26,0 | 28,0 | 25,0 | 27,0 | 28,5 |
ж | 30,5 | 31,7 | 33,0 | 29,5 | 31,0 | 32,0 | 28,6 | 30,0 | 31,0 | |
Прыжок в длину с места | м | 220 | 210 | 195 | 235 | 220 | 210 | 240 | 225 | 215 |
ж | 180 | 170 | 160 | 186 | 175 | 164 | 185 | 175 | 165 |
Нормативные требования по СФП
Адрес: 626680, Россия, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра,город Мегион, улица Советская дом 10.тел.факс: (34643) 2-45-50, 2-46-76E-mail: sportscool-1@mail.ru |
© ugrabasket |