Создаем и тренируем юношескую «супер группу»
Начиная с 1995 года, Симоне Пианиджиани был помощником тренера в клубе первого итальянского дивизиона Менсана (Монтепаски) Сиена, а так же главным тренером молодежной команды и Директором Молодежной программы. Он выиграл два титула чемпиона Италии среди Кадетов, в 2002 и 2003, один титул с возрастом до 20 лет и два титула с Юниорами, в 2004 и 2005. С главной командой он так же становился чемпионом Италии и выигрывал Кубок Сапорты.
Спортивный клуб, который инвестирует подготовку молодых игроков и общую организацию, требует, что бы тренеры юношеской команды развивали и выпускали игроков высокого уровня. Для достижения столь важной цели, я всегда считал идеальным путем формирование «супер группы». Это должна быть команда, составленная из талантливых игроков с потенциалом, которые смогут трудиться вместе и извлечь пользу из высокого уровня подготовки тренера и серьезного тренировочного процесса.
Предпосылки
Очень важно что бы каждая организация (такая же как есть у нас в Сиене в последние годы), которая хочет запустить такую же техническую программу, имела квалифицированных сотрудников (главных тренеров, тренеров по физической подготовке, физиотерапевтов, помощников) для составления и выполнения эффективной технической программы «супер группы»
«Супер группа»
Что это такое? В идеале, группа состоит из 15-16 игроков, разделенная на три возрастные группы кадетов и юношей. Например: 5 игроков старшего юниорского возраста, 5 игроков, только перешедших в юниоры и 5 игроков старшего возраста кадетов. Стоит отметить, что я использовал эти пропорции только для примера. Вместо этого, вы можете взять 3 игроков, плюс 8, плюс 4 или в любой другой пропорции, согласно с вашими целями и имеющимися игроками.
Почему: этот возраст (15-18 лет) это сердцевина юношеского уровня развития игрока. За эти 2-3 года ежедневных тренировок, атлет (уже сформировавшийся физически и психологически) делает самый большой и важный скачок и качественно улучшает свой арсенал с точки зрения техники, физической подготовки и поведения на площадке.
Эти 15 игроков (оптимальное количество которым может заниматься бригада тренеров на площадке и за ее пределами) представляют лучших игроков из этих 3 возрастных групп клуба и так же могут включать в себя игроков из разных уголков страны которые были завербованы клубом.
Достоинства
- Каждый игрок чувствует себя «задрафтованным» и важным. Он, несомненно, осознает, что его работа ориентирована так, что каждый достигает наивысшего атлетического уровня. Конечно, у каждого разная степень ответственности и ожиданий, из-за их возраста, и в зависимости от того находятся он на первом или последнем году взросления как игрока. В любом случае, ни один игрок не чувствует, что он «крайний» и ненужный в этой группе.
- Лучшие игроки играют вместе (более молодые против старших), тренируются вместе, подстегивают друг друга и соперничают.
- Все игроки учатся адаптироваться к системе: старшие передают правила и методы работы, примеры. Местные игроки передают традиции клуба. Игроки, которые приехали из других городов и регионов, находят друзей и создают землячества.
- Они учатся работать с большим количеством людей и с разными тренерами; игроки не собственность тренера, но клуба.
- Легче контролировать ротацию: в конце каждого сезона небольшая группа игроков покидают «супер группу» для того что бы пополнить взрослую команду, в то время как новые кадеты и игроки завербованные клубом присоединятся к «супер группе» в первый раз. По этому мы можем поддерживать эту программу годами.
- Все имеют игровую практику: на протяжение сезона случаются травмы, проходят сборы с национальной Юношеской командой, игры за взрослую команду, два различных первенства (среди кадетов и юниоров), команда принимает участие в других турнирах. Именно поэтому каждый игрок получает шанс постоянно играть.
Общий обзор программы
Продолжительность тренировочного процесса 11 месяцев (Июль - каникулы). В первые 10-12 дней Августа проводятся медицинское обследование, тесты на гибкость, выносливость и физическую готовность. Если есть возможность, то мы стараемся сделать так, что бы все игроки выдерживали тяжелые тренировки без проблем, особенно во второй половине сезона. После двух дней выходных, 15 августа мы начинаем учить баскетболу. С этого дня и до открытия учебного года, наш тренировочный процесс состоит из двух часовой утренней тренировки (физподготовка и индивидуальные упражнения на технику) и два с половиной часа во второй половине дня (командная тренировка). После каждых двух дней утренних тренировок, на третий день утром занятий нет, и (за редким исключением) мы никогда не планируем целый выходной день.
А вот как формируется тренировочный процесс в течение года: за двумя днями тяжелых тренировок следуют два дня облегченных, за двумя неделями нагрузок следуют две недели облегченных, после двух месяцев напряженной работы, два месяца с более легким графиком. В это же время мы отрабатываем принципы командной игры (нападение и защита), которые станут ключевой базой для игроков для того, что бы они могли слаженно играть, могли находить взаимопонимание на площадке, закладывая тем самым фундамент для создания и консолидации команды.
Когда начинается учебный год, мы работаем по стандартной недельной программе. До декабря основной упор делается на рост индивидуального мастерства игроков (но командные наработки не забрасываются); в этот период мы даем игрокам много информации, корректив и обращаем внимание на важные нюансы.
В январе (то же план что и в декабре) мы стараемся уменьшить количество подсказок в процессе тренировок, позволяя игрокам играть (5 на 5). Это значит меньше остановок во время тренировок.
Во второй части сезона мы стараемся организовать для наших игроков необходимое количество спаррингов. Для этого каждый месяц мы стараемся принять участие в сильном турнире, который длится несколько дней. В особенности мы стараемся выбирать зарубежные турниры, так как на них мы столкнемся с командами с разными стилями игры.
Плюсы тяжелых матчей
- Это серьезная проверка для игроков после месяцев тренировок.
- Игры помогают нам выявить пробелы в подготовке и сделать акцент на тех сложных ситуациях, в которые попадают игроки и из которых они должны учиться выбираться за счет командных действий и индивидуального мастерства.
- Игроки привыкают к условиям повседневной жизни, но уже как профессиональные игроки (переезды, отели, питание).
- Игроки проходят школу серьезных турниров. Игроки учатся, как побеждать, так и достойно проигрывать.
Игроки ощущают на себе совершенно иной уровень давления, когда принимают участие в национальных первенствах. После их окончания, мы встречаемся лично с каждым и рекомендуем ему индивидуальное расписание, в котором упор делаем на работу над техникой и физической подготовке. Тренер по физподготовке составляет для каждого игрока персональную программу, по которой он будет заниматься в Июле.
По истечению года программы подготовки игрок понимает, что ему уделили много внимания, он чувствует свою необходимость для клуба и тренера. Если у него был хороший сезон, он чувствует что может и дальше прогрессировать. Если сезон не удался, то он все равно может надеяться, что у него есть возможность для прогресса и что в новом сезоне у него все получится.
Недельный цикл
Главная идея заключается в том, что бы отделить работу над индивидуальным мастерством от работы над командными взаимодействиями. Мы предпочитаем использовать этот метод, который заключается в концентрации на деталях в отрыве от духа соперничества и соревновательной части, такая тренировка должна длиться 45-60 минут. Во время учебного года при правильной диете, игроки должны посещать тренировки по физподготовке с 2.30 до 3.15 (3.30 максимум).
На этот сезон мы разбили команду на 4 группы (А, Б, В, Г), состоящую из 3-4 игроков. Игроки объединяются по схожести развиваемых способностей. Полный план тренировок приведен в конце статьи.
В понедельник, после выходного дня, все 4 группы работают над базовыми пластами. Они сменяются каждые 15 минут, переходя от бросковой секции к работе над передачами, затем к упражнениям для улучшения владения мячом и, наконец, к упражнениям по физподготовке.
Со вторника по пятницу, три группы работают, а одна отдыхает. Например, во вторник тренируются группы А, Б и В, а группа Г отдыхает. В среду тренируются Б, В, Г, а А отдыхает. Принцип ротации не действует, каждая группа работает отдельно: две группы на кольца, у каждой тренер, а третья работает с тренером по физической готовности.
Мы расписываем план занятий на месяц вперед, но мы корректируем его каждую неделю, в зависимости от прогресса или отсутствие такого.
По вечерам с понедельника по пятницу тренировки проходят по следующему сценарию: с 8 до 8.15 игроки фокусируются на растяжке, разогревающем беге и упражнениях на реакцию. Затем с 8.15 до 9.15 оттачиваются командные взаимодействия.
В субботу одна тренировка, обычно с 15.15 до 17.30.
Воскресение- выходной день.
Игры различных турниров (обычно они бывают по середине недели или в субботу) занимают место вечерних тренировок, но никак не пресекаются с индивидуальными.
Если у игроков появляется свободное время утром (частные школы, отсутствие уроков), мы используем это время. Мы хотим, что бы атлеты сами решали проводить свободное время в тренажерном зале, но всегда подчеркиваем, что нагрузки там не будут тяжелыми. Работа над собой очень важна, но проходит в непринужденной обстановке. Игроки работают над своими слабыми сторонами с тренерами.
Главная цель заключается в том, чтобы обращать внимание на детали, что, несомненно, поможет совершенствоваться игроку, и в то же время это желание прогрессировать привьется игроку на всю его карьеру.
День/Время | 14.30-15.30 |
| 20.00-20.15 | 20.15-21.30 |
Понедельник | Группы А, Б, В, Г Работа на технику с применением принципа ротации | Обучение, свободное время, терапия. Специфичные тренировки с игроками, выбывшими из группы - реабилитация после травмы и т.д. | Занятия с тренером по физподготовке | Командное занятие или официальная игра |
Вторник | Группы Б, В, Г Техника/Физика («А» отдыхает) | Занятия с тренером по физподготовке | Командное занятие или официальная игра | |
Среда | Группы А, В, Г Техника/Физика («Б» отдыхает) | Занятия с тренером по физподготовке | Командное занятие | |
Четверг | Группы А, Б, Г Техника/Физика («В» отдыхает) | Занятия с тренером по физподготовке | Командное занятие | |
Пятница | Группы А, Б, В Техника/Физика («Г» отдыхает) | Занятия с тренером по физподготовке | Командное занятие | |
Суббота | 2 часа тренировка над командными взаимодействиями + если необходимо, то индивидуальные занятия или официальная игра | |||
Воскресение | Выходной |
Статья взята из журнала FIBA ASSIST №16
Перевод Галаева Николая