Аннотация.
Фундаментом подготовки баскетболистов на начальном этапе является отбор спортсменов в группах начальной подготовки.
В рамках предложенного педагогического проекта осуществляется разработка и внедрение методик отбора баскетболистов младшего школьного возраста в условиях функционирования специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва.
Обоснование необходимости проекта. Баскетбол является увлекательной атлетической игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания. Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, уверенность в себе, воспитывают чувство коллективизма. Баскетбол – лучшая игра с мячом. Поэтому необходимы постоянный рост качества подготовки спортивного резерва, а следовательно, более тщательный подход к проблемам ранней ориентации и отбора в группах начальной подготовки баскетболистов.
Несмотря на то, что в нашей стране создавалась и создается система ранней ориентации и отбора (И.И. Бахрах, В.М. Волков, Р.Н. Дорохов, Э.Г. Мартиросов, Т.С. Тимакова, В.П. Филин и др.), эффективность проводимой работы еще не соответствует современным высоким требованиям подготовки спортсменов. Нет четкой системы отбора, научно обоснованных объективных критериев, на основании которых можно с определенной уверенностью предсказать спортивную судьбу юного баскетболиста.
В результате неправильно проведенные ранняя ориентация и отбор с недостаточно продуманной последующей узкоспециализированной подготовкой приводят к тому, что многие юные спортсмены заканчивают свою карьеру, так и не начав выступать во взрослых соревнованиях. Это обусловлено тем, что высокий темп игровых действий, быстрая смена ситуаций, непосредственное соприкосновение с противником в борьбе за мяч, ограничение времени владения мячом, эмоциональность и другие особенности баскетбола предъявляют большие требования к двигательной, функциональной и психической деятельности юного спортсмена. Поэтому проблему отбора детей для занятий баскетболом нельзя решить без изучения различных сторон деятельности ребенка, способности к его самостоятельному развитию и взаимной компенсации в процессе формирования спортивного мастерства.
На сегодняшний день баскетбол занимает одно из ведущих мест среди спортивных игр, культивируемых в нашей стране и за рубежом. Этот факт мотивирует тренеров-преподавателей постоянно заботиться о поддержании высокого авторитета отечественного баскетбола. Чтобы решить эту задачу, необходимо планомерно готовить спортивный резерв на уровне современных требований. Это, в свою очередь, предполагает совершенствование системы отбора как начального, так и последующего, в процессе многолетней подготовки спортсменов.
Проблема отбора была и остается одной из самых важных для каждого вида спорта. Правильное ее решение обеспечивает развитие вида спорта и успехи спортсменов. Система целенаправленного отбора затрагивает многочисленные аспекты - социальные, психологические, педагогические, философские и т.д. Основная ее функция - обеспечение видов спорта контингентом спортсменов. Значение отбора спортсменов как важного фактора роста спортивных результатов на всех ступенях спортивной подготовки общепризнано. Основной задачей отбора является выявление талантливых, одаренных детей, имеющих задатки и способности, характеризующие высокую степень предрасположенности к результативным занятиям определённым видом спорта.
Цель исследования – разработать и внедрить методику отбора баскетболистов младшего школьного возраста в условиях функционирования специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс баскетболистов в группах начальной подготовки.
Предмет исследования – средства и методы, направленные на разработку и внедрение методики отбора баскетболистов в группах начальной подготовки.
Гипотеза – оптимальная организация отбора баскетболистов в группах начальной подготовки будет способствовать повышению качества учебно-тренировочного процесса и результативности соревновательной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) изучить специальную литературу по отбору баскетболистов на начальном этапе многолетней спортивной подготовки;
2) разработать оптимальную методику отбора баскетболистов в тренировочных группах начальной подготовки;
3) провести оценку эффективности разработанной методики отбора и внедрить в практику тренерско-преподавательской деятельности.
Новизна педагогического опыта состоит в следующем:
- инновационная направленность конкретизирует отдельные теоретические и практические положения, обладая модифицированным типом новизны;
- оптимальность, свидетельством которой выступает достижение высоких спортивных результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах;
- результативность и устойчивость (стабильность) положительных результатов в деятельности тренера-преподавателя;
- возможность творческого применения инновации в массовом педагогическом (тренерско-преподавательском) опыте;
- содержанием опыта является: усовершенствование, рационализация, видоизменение, модернизация имеющихся аналогов (программ, методик и др.).
Содержательную основу педагогического опыта определяли следующие ключевые понятия: педагогическая инновация, инновационная педагогическая деятельность, педагогические технологии, селекция, спортивный отбор, задатки, способности, одарённость, возрастосообразность, критическое мышление, анализ, тест, проба, контроль, прогнозирование.
Методы исследования:
- Педагогические методы.
- Медико-биологические методы.
- Физиологические методы.
- Психологические методы.
Педагогические методы позволяют оценить двигательную функцию ребенка, уровень развития физических качеств, его двигательные умения и координационные способности, степень спортивно-технического мастерства, работоспособность и т.п.
Медико-биологические и физиологические методы помогают определить морфологические и функциональные особенности органов и систем ребенка, уровень его здоровья, влияние различных факторов на состояние организма, изучать координационные механизмы двигательной деятельности, а также состояние и возможности анализаторных систем.
Психологическими методами изучаются характерологические особенности личности ребенка, психологическая совместимость спортсменов в составе команды, оперативность мышления при решении ими двигательных задач, эмоциональная устойчивость и т.п.
Теоретико-методологической основой инновационного педагогического проекта являются:
- научные и методические труды, в которых осуществляется разработка педагогических аспектов отбора юных спортсменов (С.С.Грошенков, Ю.Ф. Курамшин, В.И.Филиппович, Н.Ж.Булгакова, А.А.Гужаловский, В.К.Бальсевич);
- исследования, направленные на определение потенциальных возможностей личности, занятой какой-либо спортивной деятельностью (Ю.Д.Железняк, А.В.Родионов, Ю.Ф.Курамшин, Н.Ж.Булгакова, В.М. Поповский);
- исследования таких ученых как В.П.Филин и С.В.Возняк, доказывающие, что успехи в спорте зависят от уровня развития комплекса психофизиологических и моторных качеств, проявление которых в спортивной деятельности тесно связано с анатомическими и физиологическими особенностями человека;
- научные публикации А.В.Родионова, в которых приводится обоснование необходимости проведения первичного отбора баскетболистов, выявляющего различные компоненты пригодности к занятиям баскетболом, в том числе основные: направленность личности (интерес к данному виду спорта, стремление к спортивному совершенствованию и др.); волевые качества; эмоциональная устойчивость; психические качества (устойчивость и распределение внимания, скорость и точность двигательных реакций, объем оперативной памяти и др.);
- современные разработки в области спортивной генетики, позволяющие использовать генеалогический метод генетики для поиска перспективных в спорте детей (Сергиенко Л.П.).
Основными идеями вышеперечисленных авторов, положенными в основу опыта, являются:
- развитие личностного потенциала воспитанников, их одарённости;
- построение индивидуальной траектории обучения и воспитания;
-повышение познавательной активности обучающихся и их мотивирование на достижение высоких результатов в творческой спортивной деятельности.
Основное содержание проекта.
Нет однозначной системы отбора, научно-обоснованных объективных критериев, на основании которых можно с определённой уверенностью предсказать спортивную судьбу юного баскетболиста.
В связи с недостаточной разработанностью методик по организации и проведению отбора в баскетболе возникла необходимость в совершенствовании системы отбора на основе применения комплексной методики отбора юных спортсменов.
Проблема спортивного отбора может быть успешно решена лишь в том случае, если будут подвергнуты глубокому и всестороннему анализу ее медико-биологические аспекты. Материальной основой индивидуальных различий как предпосылок развития двигательных способностей являются анатомо-морфологические особенности (строение отдельных органов, телосложение, особенности нервно-психической организации, эндокринная регуляция и др.). На межиндивидуальные различия значимых для спортивной одаренности показателей оказывают воздействие многие факторы, большинство из которых обусловлены природой индивида, его конституцией, а более точно - генотипом.
В числе прочих в оценке перспективности спортсменов определенное значение большинством спортивных антропологов и исследователей другого профиля придается морфофункциональным показателям и конституциональным особенностям индивида (Э.Г. Мартиросов, Б.А. Никитюк, Р.Н. Дорохов, В.П. Губа и др.). Для баскетбола уже исходные величины роста и массы тела могут служить достаточно надежными прогностическими показателями будущих успехов. Так, высокорослый баскетболист имеет несравненно лучшие перспективы, чем низкорослый или среднего роста спортсмен.
Определенное значение для достижения высоких результатов в баскетболе имеют морфологические особенности: рост, вес, росто-весовой индекс, длина конечностей и их сегментов, соотношение костной, мышечной и жировой тканей и некоторые другие показатели.
Высокорослые дети всегда являлись для тренеров наиболее интересными кандидатами в баскетболисты. Поэтому при отборе детей для занятий баскетболом необходимо осуществить изучение их ростовых показателей.
Роль тренера при отборе кандидатов высокого роста очень ответственна, потому что окончательный рост игрока дает ответ на многочисленные вопросы в области спортивной ориентации и спортивной специализации. Отсюда следует, что проблема прогнозирования роста - одна из важнейших задач тренера.
Прогноз окончательных размеров тела основывается на специальной обработке данных: рост родителей; вес тела при рождении; ускорение роста, данные о ходе роста в детском периоде (4-7 лет); актуальный рост (длина тела во время измерения); ускорение роста в переходном возрасте (для мальчиков 9-11 лет; для девочек 10-12 лет); степень зрелости скелета.
Реализация педагогического проекта.
В ходе реализации педагогического проекта антропометрические исследования позволили определить, учитывая параметры морфотипа занимающегося (рост, вес, ростовой индекс, длину конечностей и их сегментов, соотношение костной, мышечной и жировой тканей), его предрасположенность к избранному виду спорта (баскетболу). Результаты антропометрических исследований изменения длины большеберцовой кости обучающихся 1995 г.р. приведены в Таблице № 1. Результаты антропометрических исследований изменения роста обучающихся с поднятыми вверх руками представлены в Таблице № 2, с вытянутыми в стороны руками Таблица № 3.
Таблица № 1
Результаты антропометрических исследований изменения длины большеберцовой кости обучающихся 1995 г.р.
№ п/п | Фамилия обучающегося | Результат антропометрического исследования длины большеберцовой кости обучающегося | |
В 2007 году | В 2011 году | ||
1 | Новиков | 53 см. | 60 см. |
2 | Зобов | 54 см. | 58 см. |
3 | Грущенко | 55 см. | 64 см. |
4 | Данилов | 54 см. | 58 см. |
5 | Ким | 52 см. | 57 см. |
Таблица № 2
Результаты антропометрических исследований изменения роста обучающихся с поднятыми вверх руками
№ п/п | Фамилия обучающегося | Результаты антропометрических исследований роста обучающихся с поднятыми вверх руками | |
В 2007 году | В 2011 году | ||
1 | Новиков | 215 см. | 255 см. |
2 | Зобов | 221 см. | 258 см. |
3 | Грущенко | 220 см. | 271 см. |
4 | Данилов | 218 см. | 253 см. |
5 | Ким | 214 см. | 250 см. |
Таблица 3
Определение длиннорукости (коэффициент длиннорукости определяется, как отношение длины размаха рук к длине тела). Критерии: лучше, если коэффициент длиннорукости превышает 1.
№ п/п | Фамилия обучающегося | Коэффициент длиннорукости обучающихся ( руки в сторону) | ||
В 2007 году | В 2011 году | Разница | ||
1 | Новиков | 166 | 195 | >1 |
2 | Зобов | 173 | 196 | >1 |
3 | Грущенко | 172 | 204 | >1 |
4 | Данилов | 172 | 194 | 1 |
5 | Ким | 160 | 188 | <1 |
Медико-биологические обследования выявили оценку состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности занимающихся. Проведение контрольных испытаний (тесты) позволило сделать вывод о наличии необходимых физических качеств и способностей занимающихся для успешной специализации в избранном виде спорта (баскетболе).
Применяемые психологические тесты позволили в ходе исследования выявить у занимающихся такие качества, как: активность и упорство в спортивной борьбе, самостоятельность, целеустремленность, спортивное трудолюбие, способность мобилизоваться во время соревнований, стрессоустойчивость. Социологические исследования выявили стойкий интерес занимающихся к занятиям избранным видом спорта (баскетболом).
окончательный рост юноши = рост отца + рост матери х 1,08 2 |
В качестве прогнозирования окончательного роста использовались ростовые параметры родителей.
Определение биологического возраста проводилось с использованием биометрического профиля югославского ученого Вукадиновича (наложение “решетки” готовой схемы – рисунка определяет средние соотношения календарного и биологического возрастов). Для определения игрового возраста (ИВ) использовалась формула Прокопа:
ИВ = возраст по росту + возраст по весу + двойной календарный возраст 4
|
Проведенный анализ существующих методик отбора и ориентации занимающихся в спорте позволил выделить основные нормативные, педагогические, психологические, медико-биологические и социологические критерии отбора и тесты для определения показателей по ним. Используя результаты проведённых обследований, была разработана система отбора юных баскетболистов в группы начальной подготовки, состоящая из трёх этапов. Первый этап созданной системы - предварительный отбор, второй этап - углубленная проверка соответствия отобранного контингента занимающихся требованиям, предъявляемым к успешной специализации в баскетболе, третий этап - спортивная ориентация. Для каждого этапа характерны основные методы отбора. Данные методы, этапы и цели нашли своё отражение в Таблице № 4.
Таблица № 4
Этапы отбора юных баскетболистов в группы начальной подготовки
Этап и цель отбора | Основные методы отбора |
I - выявление кандидатов для занятий баскетболом |
|
II- отбор кандидатов в учебно-тренировочные группы |
|
III – определение индивидуальной спортивной специализации |
|
Заявленный педагогический опыт апробирован в учебно-тренировочной и внеучебной деятельности Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва «Югория» имени А.А. Пилояна, а также общеобразовательных школ г. Сургута. Реализуемый педагогический опыт, являясь разработанной комплексной методикой отбора баскетболистов в группы начальной подготовки, содержит: - методические рекомендации для тренеров-преподавателей, выбравших данную методику; - диагностический инструментарий (эмпирический, теоретический методы педагогического исследования), отвечающий принципу комплексного подхода для отбора обучающихся младшего школьного возраста в группы начальной подготовки по избранному виду спорта (баскетболу).
Результативные параметры педагогического проекта.
Позитивная тенденция динамики показателей отбора спортсменов характеризуется высоким уровнем вовлеченности обучающихся в систематические занятия избранным видом спорта (баскетболом) и достигнутыми результатами спортивной творческой деятельности.
Представленный педагогический опыт имеет стабильные результаты в процессе его реализации (2007-2011 гг.), о чём свидетельствуют анализ уровня специальной подготовки воспитанников, результаты спортивной деятельности, сохранность контингента и высокий уровень мотивации к обучению. Процент обучающихся (возрастной категории 12-13 лет), освоивших образовательную программу и успешно сдавших контрольные испытания для перевода на следующий этап учебно-тренировочной многолетней спортивной подготовки составил: в 2007-2008 гг. - 94,7%; 2008-2009 гг. – 96,7%; 2009-2010 гг. – 97%; 2010-2011 гг. – 97,5%.
Примеры организации отбора баскетболистов в группах начальной подготовки баскетболистов МБОУ ДОД СДЮСШОР «Югория» им. А.А. Пилояна представлены в Таблице № 4. Изменение среднего роста обучающихся в учебно-тренировочных группах тренеров-преподавателей СДЮСШОР «Югория» приведено в Таблице № 5.
Таблица № 5
Примеры эффективной организации отбора в группах начальной подготовки баскетболистов
МБОУ ДОД СДЮСШОР «Югория» им. А.А. Пилояна
Участник (обучающийся) инновационного педагогического опыта | Результат образовательной спортивной деятельности |
Грущенко Роман,1995г.р. 2007 г. рост – 172 см; 2011 г. рост – 201 см; рост отца – 195 см; рост матери - 184см; рост сестры -195см; прогноз окончательного роста -205см. | Игрок дублирующего состава профессионального баскетбольного клуба «Локомотив - Кубань» г. Краснодар; Первенство МБОУ ДОД СДЮСШОР «Югория» им. А.А. Пилояна – 1 место; Первенство ХМАО-Югры, 2008 г. (г. Покачи) – 1место; Зональное первенство России, 2008 г., (г. Пермь) – 3 место; Первенство ХМАО-Югры, 2009 г., (г. Нягань) – 1место; Полуфинал первенства России, 2009 г., (г. Пермь) – 4место; Первенство г.Сургута, 2010 г. – 1 место; Первенство ХМАО-Югры, 2010 г., (г.Сургут) – 1место. |
Зобов Евгений, 1995г.р. 2007 г. рост - 173см; 2011г. рост – 193см; рост отца – 182 см; рост матери- 178 см; прогноз окончательного роста - 195см. | Игрок дублирующего состава профессионального баскетбольного клуба «Университет - Югра» г. Сургут; Член сборной команды ХМАО-Югры; Первенство МБОУ ДОД СДЮСШОР «Югория» им. А.А. Пилояна, 2008 г. – 1 место; Первенство ХМАО-Югры, 2008 г., (г. Покачи) – 1место; Зональное первенство России, 2008г., (г. Пермь) – 3 место; Первенство г. Сургута, 2009 г. – 1 место; Первенство ХМАО-Югры, 2009 г., (г.Нягань) – 1место; Зональное первенство России, 2009г., (г. Челябинск) – 4место; Полуфинал первенства России, 2009 г., (г. Пермь) – 4место; Первенство г. Сургута, 2010 г. – 1 место; Первенство ХМАО - Югры, 2010 г. (г. Сургут) – 1место. |
Данилов Максим, 1995 г.р. 2007 г. рост - 172см; 2011 г. рост – 194см; рост отца – 188 см; рост матери- 176 см; прогноз окончательного роста -197см. | МБОУ ДОД СДЮСШОР «Югория» им.А.А.Пилояна (г. Сургут); Член сборной команды ХМАО-Югры; Первенство МБОУ ДОД СДЮСШОР «Югория» им. А.А. Пилояна, 2008 г. – 1 место; Первенство ХМАО-Югры, 2008г., (г. Покачи) – 1место; Первенство г. Сургута, 2009 г. – 1 место; Первенство ХМАО-Югры, 2009 г., (г. Нягань) – 1место; Первенство г. Сургута, 2010 г. – 1 место; Первенство ХМАО-Югры, 2010 г., (г. Сургут) – 1место. |
Новиков Степан, 1995 г.р. 2007 г. рост – 166 см; 2011г. рост – 192см; рост отца – 194 см; рост матери- 184 см; прогноз окончательного роста - 204см. | МБОУ ДОД СДЮСШОР «Югория» им.А.А.Пилояна (г.Сургут), Член сборной команды ХМАО-Югры; Первенство МБОУ ДОД СДЮСШОР «Югория» им.А.А.Пилояна, Первенство ХМАО-Югры, 2008г., (г.Покачи) – 1место; Первенство г. Сургута, 2009 г. – 1 место; Первенство ХМАО-Югры, 2009 г., (г. Нягань) – 1место; Всероссийский турнир, 2010 г., (г.Челябинск) – 3 место. |
Ким Евгений, 1995г.р. 2007г. рост - 166см; 2011г. рост – 189см; рост отца – 187 см; рост матери- 177 см,; прогноз окончательного роста -197см. | МБОУ ДОД СДЮСШОР «Югория» им. А.А. Пилояна (г. Сургут), Член сборной команды ХМАО-Югры; Первенство МБОУ ДОД СДЮСШОР «Югория» им. А.А. Пилояна; Первенство ХМАО-Югры, 2008 г., (г. Покачи) – 1место; Первенство г. Сургута, 2009 г. – 1 место; Первенство ХМАО-Югры, 2009г., (г.Нягань) – 1место; Зональное первенство России, 2009 г., (г.Челябинск) – 4место; Первенство г. Сургута, 2010 г. – 1 место; Первенство ХМАО-Югры, 2010 г., (г. Сургут) – 1место; Зональное первенство России, 2011 г., (г. Екатеринбург) – 5 место. |
Таблица № 6
Изменение среднего роста обучающихся в учебно-тренировочных группах тренеров-преподавателей СДЮСШОР «Югория»
№ п/п | Фамилия тренера-преподавателя СДЮСШОР «Югория» | Средний рост обучающихся в учебно-тренировочной группе | |
В 2007 году | В 2011 году | ||
1 | Зубов В.А. | 170 см. | 190 см. |
2 | Праведная Ю.К. | 166 см. | 185 см. |
3 | Салахов Р.Э. | 168 см. | 188 см. |
4 | Иващенко С.С. | 164 см. | 183 см. |
Период формирования и функционирования педагогического проекта. Организация и отбор проводились в три этапа в период с 2007 по 2011 годы в группах начальной подготовки по баскетболу МБОУ ДОД СДЮСШОР «Югория» им. А.А. Пилояна. В рамках заявленного педагогического опыта, педагогическое исследование проводилось среди 1800 обучающихся (мальчиков) младшего школьного возраста на базах 30 общеобразовательных учреждений г. Сургута. Критериями отбора на этапе начальной подготовки являлись параметры антропометрических, морфологических и физических категорий (Мотылянская В.Е., Волков Л.В. и др.).
На первом этапе (2007-2008 гг.) осуществлялось изучение литературных источников, анализ собственного опыта работы и опыта работы других тренеров-преподавателей баскетбольного сообщества, в сопоставлении теоретических положений и выводов по обобщению практической деятельности.
На втором этапе (2008-2009 гг.) проводилось предварительное педагогическое исследование по определению особенностей и организации отбора баскетболистов в группах начальной подготовки.
На третьем этапе (2009-2011 гг.) была реализована основная часть педагогического проекта и осуществлён анализ результатов проведённого исследования.
Целевая аудитория педагогического проекта. Основными субъектами, вовлечёнными в осуществление педагогического опыта и для которых этот опыт предназначен, являются тренеры-преподават… Продолжение »